Решение
Дата опубликования: 4 апреля 2011 г.
Санкт-Петербургский городской суд
Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-4018/2011 Судья: Ковалева М.Г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 23 марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего | Витушкиной Е.А. |
Судей | Пошурковой Е.В. и Осининой Н.А. |
с участием прокурора | Мазиной О.Н. |
при секретаре | Иванове Н.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2011 года дело по кассационному представлению прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года по иску прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга к ГДОУ 1 и ГДОУ 2 об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Витушкиной Е.А., объяснения прокурора Мазиной О.Н., объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербурга Нефедовой А.Г. и представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Поповой М.В., поддержавших доводы кассационного представления, объяснения представителей ГДОУ 1 Платоновой Т.В. и объяснения представителя ГДОУ 2 Володько С.В., объяснения представителя СПб ГУП 1 Афанасьевой Ю.А., представителя администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Пушняковой О.С., находивших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГДОУ 1 (далее – ГДОУ 1) и к ГДОУ 2 (далее – ГДОУ 2) об обязании в срок до 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, обязании с срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ГДОУ 1 и ГДОУ 2 установлено отсутствие предусмотренных действующим законодательством согласованных лимитов (разрешения) на размещение отходов на 2010г., разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование – размещение, паспорта опасных отходов, работник, ответственный за экологию.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
Прокурор в кассационном представлении просит отменить решение суда, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что люминесцентные лампы и бытовой мусор не относятся к отходам I – IV класса опасности, для которых предусмотрена паспортизация, детские сады не являются юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в частности, в области их размещения, следовательно, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у них отсутствует.
При этом суд также указал, что на вывоз коммунальных отходов у ГДОУ 1 и ГДОУ 2 заключены договоры с ООО 2 и ОАО соответственно, а отработанные люминесцентные лампы вывозятся на основании договора, заключенного между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, заключенного 03.03.2010г. с ООО 1.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права; также судом рассмотрен иск без учета того обстоятельства, что прокурором были уточнены исковые требования – об обязании выполнить определенные действия только относительно люминесцентных ламп; требования относительно коммунального мусора от уборки помещений и прочих отходов прокурором поддержаны не были (л.д.48-49).
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.08.1998 года № 89-ФЗ даётся формулировка используемых в законе следующих основных понятий:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 14 вышеназванного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. №461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года №703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:
суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002г. №786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртуть содержащие трубки отработанные и брак имеют код 35330100 13 01 1, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды, судебная коллегия считает, что требования прокурора являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается, что они пользуются люминесцентными лампами, однако паспорта отходов на люминесцентные лампы они не разрабатывали, разработка и предоставление ответчиком на утверждение (согласование) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ими не производились, работники, ответственные за экологию, у них отсутствуют, судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для отказа прокурору в иске.
При этом следует учитывать, что в соответствии с государственным контрактом № 108 от 03.03.2010 года СПб ГУП 1 приняло на себя обязательства по показанию услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных источников света, ртутьметрическому обследованию и демеркуризации мест их хранения на объектах социальной сфере города, при этом обязательств по разработке паспортов опасного отхода на вывозимые лампы, предприятие не принимало.
Вместе с тем, учитывая, что все значимые для дела обстоятельства судом установлены, доказательства оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, удовлетворив требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 декабря 2010 года – отменить.
Вынести по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать ГДОУ 1 и ГДОУ 2 в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в срок до 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства.
Взыскать с ГДОУ 1 и ГДОУ 2 государственную пошлину в размере по 200 руб.
Председательствующий
Судьи
